И снова здравствуйте, мои дорогие друзья и читатели моего блога. Я рада вновь пообщаться с вами. На этот раз поговорим про процессы мышления в психологии. Это очень важная составляющая психологии человека. Без мышления люди бы не могли думать, анализировать, понимать происходящее… Представляете, на что была бы похожа наша жизнь? Люди-куклы, машинально, не задумываясь выполняющие какие-то действия…
Процессы мышления в психологии – это такие процессы, используя которые мы с вами чаще всего решаем какие-то задачи. Процессы бывают внутренние и внешние. Соответственно, в результате мыслительных процессов люди ищут возможные решения определённых задач, получают новые умения, навыки.
Какие бывают виды мышления? Так, например, наглядно-действенное мышление представляет собой практические наши действия с какими-то предметами, эти действия приводят к задуманной цели. Давайте представим это на примере.
Если нужно повесить что-то на стену. Предположим, нам необходимо повесить на стенке картину, но на стене нет: гвоздей, крючков, зацепок. Сначала мы прикинем вес картины, величину и прочность возможных крючков.
Потом мы изучим стену, определим из чего она сделана, решим, из чего может быть крючок, чтобы его легко было закрепить на стене. И если это стена из дерева, то нам хватит крючка из металла.
Если стена из камня или бетона, то крючки не закрепить просто так. Придется сверлить стену, а это нужно делать пользуясь инструментами, использовать перфоратор.
И только после успешного решения предыдущих пунктов, мы выполняем практические действия, направленные на то, чтобы достичь основную цель. Скорее всего, сначала мы включим перфоратор в розетку, перед этим вставим в него нужное сверло. Затем просверлим в стенку. Затем уже вобьем пробку в отверстие. Потом – вобьем в эту пробку гвоздь. После этого выполним задачу целиком – повесим картину на крючок.
Всё, это и есть процесс наглядно-действенной задачи. Время для принятия этого решения возможно будет потрачено очень не много, ведь основные навыки человек уже приобрёл ранее. Развитие этих навыков произошло не без помощи мышления.
При наглядно-образном мышлении всё происходит не так. Давайте обсудим этот процесс.
Предположим, что специалисту-инженеру нужно разработать новый проект техники, например, автомобиля. Сначала специалист определит требования, которые ожидаются от этой машины. Потом он будет искать подобные механизмы среди других знакомых ему машин, допуская, что они есть. И если найдет, то специалист возьмёт за основу самый подходящий. Будет дорабатывать его до соответствующих требований, которые ему заданы.
А если подобных машин не существует, тогда работнику будет необходимо сделать совершенно новый проект. В этом случае используются память, мышление и творческие способности. Давайте рассмотрим последний случай. Первым делом, скорее всего, человек будет представлять, как будет выглядеть новая машина. С этой целью специалист представит образ в уме, а затем будет воплощать его в чертеже. После этого чертёж необходимо доработать и мысленно, и в рисунке.
После того, как внешний вид новой машины определится, специалист начнёт проектировать её изнутри, продумывать механизмы, детали, то есть, то, из чего будет состоять его машина. Инженеру нужно будет представить, как всё будет выглядеть. А потом нарисовать чертёж. Инженер в процессе проектирования будет представлять, как детали будут работать относительно друг друга. Ведь необходимо, чтобы новый механизм работал слаженно и выполняла запланированные функции.
Всё вышеперечисленное и есть процесс наглядно-образного мышления.
Процесс наглядно-образного мышления подразумевает выполнение задач в виде образов и действия с ними. Так, если нам нужно расставить в доме мебель, мы не будем её снова и снова переставлять, смотреть, что получается. Мы просто поменяем образы всех предметов мысленно. Рассмотрим появившуюся ситуацию в образной форме, затем решим, будут перемены удобнее или нет.
Задача решится, когда нам удастся подобрать расположение в доме мебели, которое будет выглядеть более удачным. Потом нам останется лишь на практике просто переставить предметы.
И, конечно же, «королём» является логическое мышление. Словесно-логическое мышление в психологии изучено больше всего. То есть, когда мы с вами решаем свою задачу логически используя какие-либо понятия.
Это приводит либо к предполагаемому решению проблемы, либо может завести в тупиковую ситуацию. Люди издревле искали правильные и логичные решения своих проблем, которые могли гарантировать желаемый результат.
И выработали правила своих действий, которые впоследствии были названы логическим мышлением.
Итак, дорогие мои друзья. Теперь вы знаете, что такое мышление, и каких видов оно бывает. И самое главное, понимаете, что мышление можно и нужно развивать. Жду вас снова в гостях в моём блоге! Удачи вам и правильных, взвешенных, разумных решений!