Ехав в автобусе домой, Надежда рассматривала только что приобретенную насадку для кухонных ножей и думала: «Что это? Зачем оно мне? Почему я это купила?». Здравствуйте друзья, а с вами бывали ситуации, когда вы не могли объяснить свои собственные поступки? Поговорим о том, как психологические манипуляции влияют на нашу жизнь.
Вы знаете, насколько удивителен человеческий мозг? Механизмы восприятия собственной сущности и всего окружающего мира в целом очень интересны. Не менее интересна реакция человека на те или иные внешние ситуации, особенно, если речь идет о манипулировании. Даже самый серьезный и уверенный в себе человек в течение своей жизни не раз сталкивался с психологическим манипулированием.
Термин «манипуляция» с точки зрения психологии можно расшифровать, как умышленное воздействие на человека с целью совершения им определенных действий. Если полистать страницы Интернета или толстые томы психологических книг, можно найти и более объемные понятия для этого слова, но я решила не нагружать вас, вычленив из всех определений только самую суть.
Можно назвать психологическое воздействие наукой, потому что масштабы внедрения такого внешнего управления в нашу жизнь впечатляют.
Манипуляцию можно воспринимать как фокус или иллюзию в лучшем случае, и как глубокий обман – в худшем. Потому что далеко не всегда внешнее управление идет нам на пользу и происходит для нашего же блага. Мы можем даже не знать о том, что кто-то заставил нас совершить действие, или наоборот – ничего не совершать, против нашей воли, потому что самый важный момент любого психологического манипулирования – скрытое воздействие.
Манипулирование — наш спутник в течение всей жизни. Мы подчиняем себе, нас подчиняют. Подчинение на работе – очень простой пример манипулятивного воздействия. Грамотный руководитель для достижения наилучших показателей в деятельности организации просто обязан знать механизмы подчинения. Он должен уметь мотивировать сотрудников к работе — в прямом смысле управлять людьми.
С воздействием мы сталкиваемся не только на работе, но и в семье. Общение между мужчиной и женщиной, воспитание детей так же напичканы попытками межличностной психологической манипуляции, возможно не всегда осознанной.
Дальше всех в методах манипуляции ушли рекламщики. Ежедневно с экрана телевидения, страниц газет или Интернета нас призывают совершить какие-то действия, а если говорить конкретнее, то потратить свои деньги. Как можно больше денег. И мы тратим. Порой даже не задумываясь, так уж ли необходима нам приобретенная вещь или услуга. Хорошо, когда покупка приносит удовольствие, абсолютно полезна, ну или хотя бы радует вас.
Плохо, если все не так. Рекламные ролики, слоганы и призыва очень тонко и незаметно воздействуют на наше сознание, а в результате – наша квартира забита ненужными вещами, а голова – мыслями.
Информирование, внушение, убеждение – арсенал рекламщиков полон приемов манипуляции. Рекламные компании продумываются до мелочей, от цвета упаковки, до расположения на полке. Вы знали, что некоторые производители приплачивают продавцам, чтобы их товар был на полке, которая расположена именно на уровне глаз покупателей?
Манипуляции могут быть как индивидуальными, или точечными, так и массовыми. Когда вы приходите в магазин «просто посмотреть», продавец-консультант, в том случае, если он действительно профессионал, плавно подводит вас к совершению покупки – это индивидуальное психологическое воздействие. Пропаганда, профилактика, информационная война – это примеры массовой манипуляции. Она получила огромное развитие вместе с появлением средств массовой информации.
Для того, чтобы воспитать в себе коммуникативное сопротивление психологическим манипуляциям, надо в первую очередь разобраться в своей личности. Любой механизм воздействия основывается на определенных точках. Чаще всего в роли проводников для внешнего влияния выступают человеческие слабости:
Нет, это далеко не все облегчающие жизнь манипуляторам поведенческие особенности, на которых можно играть, как на струнах.
Их очень и очень много. И для каждого есть свой способ воздействия. Часть из них доступна только длительно практикующим профессионалам, другой же частью все мы пользуемся едва ли не ежедневно. И вы, кстати, тоже.
Совет, убеждение, сравнение – виды воздействия многообразны.
И для того, чтобы защитить себя от ненужных вам действий, следуйте хотя бы трем основным принципам:
Но даже это не позволит нам полностью избежать манипулирования. Как я уже говорила – оно всюду. Избавиться от чужого воздействия можно в том случае, если исключить внешние контакты совсем. Отказаться ото всех медиа-продуктов. И, для надежности, можно переехать в глухой лес. Но разве это жизнь?
Следуйте трем правилам, учитесь анализировать ситуацию, развивайте свои коммуникативные способности к сопротивлению — этим вы уменьшите ненужное влияние и не потеряете вкус жизни.
Берегите себя и своих близких. Пока!